Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Экологическая тропа

пт, 02/07/2021 - 08:36

Экологическая тропа

Природа оказывает на ребенка не только воспитательное, но и оздоровительное воздействие. Поэтому уже с дошкольного возраста надо учить детей правильно относиться к окружающей среде, а значит и к своему здоровью. «Школой радости» назвал общение детей с природой педагог В.А. Сухомлинский. Этот удивительный мир встречает детей множеством звуков, запахов, тайн и загадок, заставляет смотреть, слушать, думать. Каждая прогулка дает возможность наблюдать, познавать, запоминать! Важно формировать у детей потребность изучения природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно делать выводы. Такую возможность дает экологическая тропа.

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые объекты.

Цель: развитие экологического сознания ребенка-дошкольника, воспитание начал экологической культуры.

Задачи: 

  1. развить устойчивый интерес дошкольников  к природе, её неживым и живым объектам и природным явлениям, потребность познания окружающего мира;
  2. сформировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой  обитания, необходимости бережного отношения к природным объектам (от уровня созерцания до деятельного, созидательного);
  3. сформировать систему практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умений видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения.

Мы детально обследовали территорию и выделили наиболее интересные объекты. Составили карту-схему тропы с нанесением всех ее объектов в виде рисунков-символов.

Выбрали «хозяина тропы» — сказочного персонажа (Лесовичок), который  даёт задания, и приглашает в гости.

На экологической тропе в зависимости от возраста можно проводить наблюдения, игры, различного вида занятия и экскурсии, театрализованную деятельность, исследовательскую работу, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, цветочных культур. Станция «Цветочная мозаика».

Станция «Овощной огород». Чтобы вызвать большой интерес к труду и исследованиям на огороде и решить эстетические задачи, мы отказались от традиционных грядок и оформили огород в виде овощной клумбы, на макушке, которой посадили циннии, вокруг огурцы, а по краям тыквы.

Станция «Злаки». На этой станции высеваются рожь, пшеница, овес. Красивы и интересны для наблюдений посевы льна.

Станция «Живые этажи». Здесь растут типичные для нашей местности деревья и кусты, что помогает показать детям многообразие растительного мира. Это растения разных пород, разного возраста и разной формы: липа, ель, лиственница, белоствольные берёзки, черёмуха, сирень, рябина, акация. Красив и привлекателен этот уголок нашей тропы во все времена года. Дети изучают особенности внешнего вида дерева, его коры, кроны, наблюдают сезонные изменения в жизни этих растений.

 Станция «ПЕНЬ». Позволяет сформировать представление, что пень - это место обитания различных насекомых и растений.Здесь воспитатель выясняет со своими воспитанниками, что такое пень (спиленное дерево). С помощью лупы они рассматривают годичные кольца, считают их, определяют, сколько лет было дереву. Исследуют, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы), ищут жуков короедов и следы их деятельности, обсуждают роль этих насекомых в природе.

Станция «Птичий дворик». Особое внимание уделяется привлечению на территорию детского сада различных птиц для наблюдения с детьми. Для этой цели на территории детского сада размещены различного вида кормушки птиц, постоянными посетителями которых стали синицы, снегири, воробьи, галки и голуби.

На этой станции воспитатель проводит беседу о самых распространенных птицах города, в частности, о воробьях и синицах.   

Благодаря специально оборудованным кормушкам, домикам на участке нашего детского сада всегда много птиц: галка, сорока, ворона, грач, овсянка обыкновенная, снегирь, синицы, воробьи и многие другие.

Далее воспитатель делает акцент на выявление пользы, которую приносят скворцы природе в этой среде человеку, в чем проявляется забота человека об этой птице. Воспитатель проводит цепочку связи: питательные вещества почвы (неживая природа); насекомые, поедающие растения; скворцы, питающиеся насекомыми и очищающие парки и сады; человек, заботящийся о привлечении этих птиц и тем самым, помогающий сохранению природы (скворечник - объект, сделанный руками человека).